РОСТ ПОЧТИ ВО ВСЕМ, С РЕАЛИЗАЦИЕЙ – ПРОБЛЕМА
В Ставрополе в минувшую среду министр сельского хозяйства края Владимир Ситников на своей пресс–конференции рассказал журналистам о перспективах развития агропромышленной отрасли региона в 2018 году.
По словам руководителя министерства, за последние пять лет край существенно нарастил производство большинства основных видов сельскохозяйственной продукции. Так, по сравнению с 2013 годом в 2017 Ставрополье произвело на 44 процента больше зерна, на 47 – сахарной свеклы, на 34 процента – подсолнечника. Однако молока и куриных яиц пять лет назад край производил соответственно на 7,6 и 15,6 процента больше, чем сейчас.
Но самый значительный прирост, в три раза, продемонстрирован в овощеводстве закрытого грунта. Глава ставропольского минсельхоза рассказал, что уже в этом году валовое производство овощей закрытого грунта планируется довести до 85 тысяч тонн, увеличив площади теплиц с 189,8 до 253,6 гектара. Если план будет реализован, регион станет первым по этому показателю в стране.
ПРОИЗВОДСТВО
Рост объемов производства отражается не только в увеличении налоговых отчислений, но и росте заработной платы. Сегодня это 28 тысяч рублей в среднем по отрасли, в сравнении с 2014 годом, сегодня она на 40 процентов больше.
Самым проблемным моментом на сегодняшний день является производство молока. Если в растениеводстве в части применения новых технологий край двигается вперед, то в животноводстве все идет по остаточному принципу. Сегодня в крае основная задача в этой области – создание прочного экономического фундамента, на котором можно было бы выстроить хорошую экономику в животноводстве. Тем не менее, в регионе предпринят ряд мер: введен новый вид грантовой поддержки, увеличено субсидирование литра молока. Принято решение о компенсации затрат не только на строительство молочно-товарных ферм, но и на реконструкцию и приобретение технологического оборудования, а также скота.
Министр призывает сельхозпроизводителей края не ждать высоких цен на производимую продукцию, а снижать ее себестоимость – Почему, например, в одном хозяйстве, производящем томаты, с квадратного метра получают 75 килограммов продукта, а в другом – всего 25? Почему не везде 75 килограммов, коли есть пример того, что это возможно? Сегодня прибыль нужно искать в эффективном производстве, в повышении производительности труда, в использовании достижений аграрной науки. Ведь в крае успешно работают такие организации, как Ставропольский аграрный университет, Северо-Кавказский федеральный научный центр,– заявил руководитель аграрного ведомства.
Экспорт мяса птицы – еще один повод для гордости наших земляков. Доля ставропольских птицеводов в стране составляет 30 процентов, и перспективы расширения рынков сбыта, в том числе внешних, весьма реальны. Мало того несмотря на тенденцию снижения количества производимых в крае яиц и молока, крестьянские фермерские хозяйства, наоборот, нарастили объемы их производства.
Всего в прошлом году было произведено сельскохозяйственных товаров на 204 миллиарда рублей. В структуре валового регионального продукта на долю сельского хозяйства приходится 17,6 процента, а с учетом переработки и торговли аграрной продукцией удельный вес отрасли превышает 30 процентов. С 2013 года объем бюджетных инвестиций в АПК составил 32,2 миллиарда рублей, причем, в этой сумме 7,5 миллиарда – из краевого бюджета, а 24,7 миллиарда – из федерального. Меры господдержки позволили повысить уровень инвестиционной привлекательности, в результате чего за пять последних лет в отрасль привлечено почти 100 миллиардов рублей, и создано более четырех тысяч рабочих мест. Неплохое и стабильно развивающееся состояние краевого агропрома подтверждает и объем кредитования сельского хозяйства, составивший в 2017 году 72,4 миллиарда рублей.
ПЕРЕРАБОТКА
Владимир Ситников отметил, что хотя на Ставрополье практически отсутствует собственная переработка зерна, показатели перерабатывающей промышленности в целом положительны. С 2013 года прирост по макаронным изделиям достиг 34 процентов, мяса и субпродуктов – 47, сахарного песка – 80 процентов. А вот уровень рентабельности растениеводства значительно снизился, составив сегодня 20,5 процента. Основная причина – резкое падение цен на продукцию, в результате которого ставропольские аграрии уже потеряли около 8 миллиардов рублей. Владимир Ситников полагает, что отныне бесперспективно рассчитывать на заметный рост цен на мировом рынке зерна, как и надеяться на серьезное увеличение мер господдержки. Но снижать объемы производства зерна тоже неприемлемо. В результате эту нишу могут занять регионы, считающиеся нашими конкурентами.
Министр упомянул, что по ряду наименований сельхозпродукции край вышел не просто на самообеспечение, но и поставляет продукцию на рынки других регионов России и за пределы России. Однако столь радужная ситуация не во всех сферах агропроизводства. Например, плодов на нашей территории производится пока только 40 процентов от нормы, говядины – 48 процентов, молока – 70 процентов. Для решения проблемы уже принят ряд эффективных мер. В 2018 году заработает новый механизм поддержки – гранты для закладки суперинтенсивных садов личными подсобными хозяйствами. Бюджет этой программы – 80 миллионов рублей, по идее, этого хватит на создание 200 новых садоводческих предприятий в ЛПХ. На 120 миллионов увеличен размер финансирования садоводства, достигнув общекраевого уровня в 300 миллионов. В рамках объявленного по инициативе губернатора года животноводства выросла поддержки этого направления. На гранты КФХ и кооперативы в 2018-м выделено 817 миллионов рублей, а на поддержку племенного животноводства – 405 миллионов. Появился дополнительный механизм, предусматривающий помощь в приобретении племенного молодняка молочного направления. На него планируется потратить 120 миллионов рублей.
Владимир Ситников заявил, что главный приоритет в инвестировании отрасли – переработка. По его словам, в крае практически отсутствует собственная переработка зерна:
– Мы не занимаемся глубокой переработкой, не производим востребованный на рынке глютен, крахмал, инулин, в животноводстве это меланж, яичный порошок, сухое молоко. Такое положение нужно исправлять. Край должен сосредоточиться на более глубокой переработке, формировании добавленной стоимости, создании высокотехнологических производств и высокопроизводительных рабочих мест. Это те ниши, которые нам нужно занимать и прежде всего на условиях кооперации. Это затратные производства, поэтому нужно консолидировать свои финансовые усилия.
Однако за последние пять лет в крае есть определенный рост показателей перерабатывающей промышленности: по макаронным изделиям – на 34 процента, мясу и субпродуктам – на 47, сахарному песку – на 80 процентов. Но в целом по отрасли рентабельность к 2018 году едва превышает двадцать с небольшим процентов. Это ниже показателей 2017 года. Дело здесь не в стагнации отрасли, а в снижении цен.
– Производство зерна ежегодно превосходит его потребление. Такая же ситуация складывается на рынках производства сахара и растительного масла. Положительную динамику показывает только животноводство – с плюсом почти в четырнадцать процентов.
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС
Глава регионального аграрного ведомства считает, что вызвавший бурю негодования «закон о 22 тысячах гектаров» свое дело сделал – прижимистые и просто бессовестные арендаторы земельных паев пришли к выводу, что жалкой тонной ячменя за арендованный гектар перед простыми селянами уже не отделаться. Хочешь оставаться крупным сельхозпредприятием, иметь выходы на кредитные организации – плати людям по-честному. Кроме того, в результате принятия закона стоимость пая в ряде районов выросла до 600–700 тысяч рублей, что и хорошо – таким образом на ставропольскую землю прикрывается путь для авантюристов и жуликов, – и не очень хорошо, поскольку слишком дорого для добросовестных землепользователей. В ближайшем будущем нормы краевого закона об обороте земель сельхозназначения будут пересмотрены. Соответствующая законодательная инициатива готовится правительством края. Процесс перезаключения договоров аренды земель, находящихся в долевой собственности будет продолжаться еще ближайшие два года. Он должен оставаться на контроле власти. Но это не должно восприниматься как поддержка недобросовестных аграрных предпринимателей, не уважающих интересы своих арендодателей-владельцев земельных паев.
Достаточно остро на Ставрополье стоит и проблема ухудшения качества пашни – Владимир Ситников говорил об эрозии почв, о наплевательском отношении к земле со стороны некоторых ее «хозяев», об уничтожении тех же лесополос, создающих естественную преграду на пути выдувающих плодородный слой почвы ветров. Главная проблема здесь – несовершенство земельного законодательства, размытость определений «пашни» «пастбища», да попросту неподсудность деятелей, распахивающих, например, крутые склоны, из-за чего плодородный слой смывается после пары сильных ливней. На таких склонах должны быть пастбища, и только – но из-за прорех в законодательстве в суде против уничтожающих плодородную почву «землепашцев» представить нечего.
ИНВЕСТИРОВАНИЕ
Об инвестировании аграрного сектора министр сказал следующее: в настоящий момент в крае реализуется 50 крупных инвестпроектов на сумму 49 миллиардов рублей. Рост сельскохозяйственного производства стал возможным благодаря всемерной поддержке государства
Сегодня регионы сами могут распределять «Единую субсидию» в рамках стратегических направлений в сфере АПК. Содействие федерального центра позволило краю оказать очень весомую поддержку животноводам – около 1,5 миллиарда рублей. Следущая цель – в течение ближайших трех лет на 20 процентов увеличить производство молока и мяса.
Рост экономики АПК края за последние годы подтверждают и объемы кредитования отрасли. За прошлый год он составил 72,4 миллиарда рублей.
– По итогам 2017 года,– подчеркнул министр,– в рамках реализации механизма льготного кредитования суммарно аграриям края было выдано 26,5 миллиарда рублей кредитов, в том числе 8,9 миллиарда рублей на оборотные цели и 17,6 миллиарда рублей инвестиций. По прошлому году в структуре банковского кредита на долю льготного кредитования пришлось более 45 процента.
На 100 процентов удовлетворены заявки аграриев по краткосрочным займам, из которых 23 процента пришлось на малые формы хозяйствования. При этом Владимир Ситников отметил, что на депозитах в банках сейчас 46 миллиардов рублей, из которых 7,1 миллиарда – это собственные средства сельхозпроизводителей края.
РЕАЛИЗАЦИЯ
Однако произвести продукт – одно, а реализовать его и получить прибыль – другое. В течение нескольких лет не только в Ставропольском крае, но и во всех соседних регионах эта тема занимала и руководителей профильных ведомств, глав регионов. В крае с развитием, например, интенсивного садоводства в личных подсобных хозяйствах вопрос реализации фруктов, выращенных в садах на подворьях, встанет, как говорится, ребром. В самом деле, не стоит тратить 80 бюджетных миллионов на то, что впоследствии благополучно сгниет невостребованным – на рынках сейчас особо не поторгуешь. То же касается мяса, ягод, овощей.
– Сейчас рынки, с прилавков которых раньше торговали колхозники, хиреют и один за другим закрываются,– отметил Владимир Ситников.– В торговых сетях сейчас продукты столь же свежие и качественные, а цены порой значительно ниже. Поэтому одним из решений проблемы реализации продукции малых форм сельскохозяйственного производства считаю резкое повышение активности торговых сетей.
Наверное, в этой точке зрения гораздо больше здравого смысла, чем в создании новых торгово-закупочных структур. Коль торговые сети работают и зарабатывают на территории Ставропольского края – почему бы их хозяевам не заняться закупками продукции у ставропольских производителей, тем более что такая практика уже имеет место быть.
В течение пресс-конференции глава краевого минсельхоза не раз намекнул о некоторых системных изменениях в работе отрасли, о новшествах, которые будут приняты в ближайшее время. Раскрывать все «карты» министр не стал, сославшись на необходимость доработать эти новшества. Однако ясно, что речь идет о серьезных доработках земельного, финансового законодательства в части, касающейся агропромышленного производства, и во взаимоотношениях агробизнеса и власти. Министр пообещал доводить до общественности все эти изменения по мере принятия их в качестве законодательных актов.